Распространено мнение, что если на автомобиль по документации положено устанавливать аккумулятор определенной емкости, то использование аккумулятора меньшей емкости приведет к недостаточному уровню заряда, а большей - к закипанию. И при обоих раскладах устройство раньше времени придет в негодность.
К счастью, дело обстоит иначе.
Источником электричества в автомобиле является устройство, которое называется «генератором напряжения». Вне зависимости от того, какую мощность потребляют электроприборы в машине, он обеспечивает в бортовой сети стабильный уровень напряжения. То есть напряжение, которое подводится к АКБ, является постоянным. Согласно закону Ома, сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению. Нас интересует разница между напряжением бортовой сети и напряжением АКБ. Поскольку сопротивление аккумулятора имеет постоянную величину, ток заряда будет зависеть от напряжения самой аккумуляторной батареи.
Когда мы запускаем мотор автомобиля, аккумулятор теряет какое-то количество энергии, в результате чего напряжение на его клеммах уменьшается. Поэтому увеличивается разница напряжений, и происходит рост зарядного тока. При этом электричество, попадающее в аккумулятор, зависит от состояния самой АКБ, а не бортовой сети машины.
Номинальный ток, который обозначается на каждом генераторе, определяет лишь максимум, который он способен выдать. Но это не значит, что он дает его все время. Постоянно он дает лишь столько, сколько нужно электропотребителям.
Аккумулятору в среднем нужно от генератора всего 1-2 А. Чтобы дать столько, одинаково подойдет как генератор на 35 А, так и на 200 А. Это значит, что при желании на автомобиль можно ставить любой аккумулятор. Заряда хватит в том и другом случае. Главное, чтобы уровень напряжения был одинаковым как в батарее, так и бортовой сети.
Аккумулятор может неполноценно зарядиться от генератора?
Конечно, теоретически можно представить ситуацию, при которой аккумулятор не сможет полноценно зарядиться от генератора. В этом случае в паре автомобиль-АКБ средний зарядный ток батареи превысит максимальную силу тока, на которую способен генератор. Но такой расклад к нашей ситуации не применим, поскольку средняя величина тока заряда аккумулятора сильно меньше тока даже одной лампочки, установленной, к примеру, в фаре. Поэтому батарея не сможет зарядиться только на машине, генератор которой не в состоянии потянуть хотя бы одну лампу. Аккумулятор для автомобиля в принципе является незначительным потребителем энергии.
Альтернативные варианты замены
Посмотрите возможные варианты замены под кнопкой «Альтернативы» на нашем сайте. При равных технических характеристиках на место генератора с 140А, например, без проблем можно установить 180А. Предназначение генератора – это все-таки не полная зарядка АКБ, а только подзарядка. Он помогает вернуть «взятую в долг» энергию, которая может потребоваться для запуска двигателя, проигрывания музыки или свечения фар при выключенном зажигании. На авто в принципе должна быть установлена полностью заряженная батарея, независимо от своей емкости. Если запускать мотор аккумулятором с емкостью 50А, то израсходуется 1% от емкости, а если 80А, то лишь 0,63%. То есть генератор подзарядит их практически одновременно. Хотя в долг, безусловно, второй аккумулятор сможет дать больше.
Так что, подбирая аккумулятор, придерживайтесь правила: его емкость может быть любой, если ее достаточно для обеспечения необходимого пускового тока стартеру. Больше можно, только не переусердствуйте, иначе АКБ элементарно может получиться слишком большим по размерам. К тому же в холодном климате часто имеет смысл установить батарею более высокой мощности, поскольку при уменьшении температуры реальная емкость батареи снижается.