Каждому автолюбителю рекомендуется знать устройство автомобильного генератора, поскольку он является главным источником электроэнергии в машине. Он нужен для того чтобы заряжать аккумуляторную батарею и поддерживать работу электрооборудования при заведенном ДВС. Генератор размещен в передней части мотора и запускается от коленвала. На машинах с гибридными моторами генератор дополнительно играет роль стартера.
Общее устройство автомобильного генератора включает в себя ротор, статор, щеточный узел, выпрямительный блок и регулятор напряжения. Все эти составляющие помещаются в его корпус. Когда поворачивается ключ зажигания, электричество от аккумулятора посредством щеточного узла и контактных колец подается на обмотку возбуждения, где образуется магнитное поле. Когда мотор заставляет двигаться коленчатый вал, ротор начинает вращаться. Его магнитное поле попадает на обмотки статора, что приводит к появлению переменного напряжения на его выходах. Когда генератор начинает вращаться с необходимой частотой, происходит самовозбуждение. В это время обмотка возбуждения питается от него.
Благодаря блоку выпрямления переменный ток становится постоянным. В результате генератор обеспечивает питанием аккумулятор, который благодаря этому подзаряжается, а также дает возможность получать энергию потребителям. Когда частота вращения коленвала меняется, в дело вступает реле-регулятор. Он контролирует, когда должна включиться обмотка возбуждения. Когда генератор начинает вращаться сильнее, а внешняя нагрузка становится меньше, время ее включения снижается, и наоборот.
Если энергии расходуется больше, чем может дать генератор, в процесс включается аккумулятор. Чтобы генератор сохранял работоспособное состояние, на панели автомобиля расположена специальная лампа, позволяющая контролировать уровень заряда. Все современные автомобили оснащаются генераторами переменного тока.
Такая схема работы генератора актуальна для любых транспортных средств. Определенные отличия имеют место, однако они больше связаны с качеством произведенного изделия, мощностью и компоновкой узлов в двигателе.